Представление
о том, кто такой дьякон Андрей Кураев, молодые люди, собравшиеся в здании
Областного объединения профсоюзных организаций на ул. Горького во Владимире,
имели самое отдаленное. Встречу "товарищей по партии" с продвинутым
батюшкой, известным своим современным подходом к православию и любовью
к рок-музыке, организовали "Наши".
Ввиду определенной засекреченности места и времени выступления одного
из признанных интеллектуалов РПЦ (Русской Православной Церкви), зал был
заполнен лишь наполовину, а ведь то, о чем говорил
о. Андрей Кураев, могло быть интересно многим владимирцам.
...Гость задерживался. У входа – стайки ребят и девушек, коротающих время
в ожидании священника за дружескими сигаретами и беседой. На большинстве
– черно-белые курточки. Нет, это не фанаты владимирского "Торпедо",
это – "Наши". Некоторые из них в спешке знакомятся струдами
о. Андрея Кураева – руководство снабдило рядовых движения интернетовскими
распечатками статей гостя: "Мастер и Маргарита": за Христа или
против", "Евангелие и "Хроники Нарнии",
"О группе "Алиса" и русском роке" и другими. Но выполнить
"домашнее задание" так и неудал ось: батюшка наконец-то прибыл.
В сопровождении семинаристов, нагруженных тяжелыми связками книг, о. Андрей
стремительно пересек проезжую часть и на пороге ДК поприветствовал встречающих:
"Христос Воскресе". Молодежь недружно,
но натужно ответила: "Воистину Воскресе".
На сцене о. Андрей расположился по-хозяйски, налил в стакан американского
прохладительного напитка и спрятал бутылку под стол, "дабы никто
его не заподозрил в пропаганде иноземного лимонада". Неординарное
начало публика одобрила.
– Накануне Пасхи состоялась, на мой взгляд, очень значимая встреча, –
начал священнослужитель. – Митрополит Кирилл ("министр иностранных
дел" РПЦ) встречался с рок-музыкантами:
Шевчуком, Кинчевым и другими. Конечно, не все, что они говорили, было
понятно митрополиту.
Присутствующие заинтригованно переглянулись, а о. Андрей, сделав значительную
паузу, добавил:
– И очень важно, что второй человек в Церкви признал, что на сегодняшний
день церковь – это субкультура (так же, как и рок-музыка), язык которой
понятен не всем, и поэтому надо стремиться к диалогу.
По мнению Кураева, в Церкви есть сегодня опасная иллюзия: поскольку вся
история России, так или иначе, связана с православием, то и другой культуры
у нас быть просто не может. А культура многообразна, впрочем, это в то
же время не означает, что чужда православию. Но и здесь есть ловушка:
родственные – не значит тождественные. Так, советские
туристы в Югославии угорали на лозунг "Тито – наш понос", не
подозревая, что слоган вполне коммунистический
и в переводе с такого родственного, но не тождественного, сербского означает,
что югославский вождь Иосиф Броз Тито – слава подвластного ему народа. Так оконфузился
батюшка (по "гражданской" специальности – доктор), рассказывающий
в поезде случайному попутчику с тюремным прошлым о том, что в свободное
от служб в храме время он ходит в зону, где врачует души и тела заключенных.
Попутчик не понимал, чем поп может помочь зеку, и лишь когда священник
сообщил, что, не имея достаточных средств на лекарства, он "носит
в зону травку", воскликнул: "Святое дело делаете – в зону "травку"
носите!". Понятно, что бывший зек и священник в одно и тоже слово
вкладывали разный смысл.
Вот для того, чтобы избежать опасных и отчасти конфузливых заблуждений,
и приходится странствующему рыцарю из Московской Духовной Академии о.
Андрею Кураеву много ездить и много писать. Одним словом, по его собственному
определению, работать коммуникатором, ведь не все церковники стараются
приблизить себя к мирянам, и не все миряне осознают, что Церковь может
быть близкой и понятной.
Для того, чтобы публика прониклась ощущением,
что Церковь уже не является закостенелым организмом и ей не чужды ни реформы,
ни чувство юмора, коммуникатор Кураев не скупился на красноречивые примеры:
– Вот отец Сергий как-то проповедовал в ночном клубе, а владыка из Екатеринбурга
– в цирке, архиепископ из Херсона устроил рок-концерт в своей резиденции... А митрополит Кирилл в заключение своей
почти двухчасовой беседы с рок-музыкантами сказал,
что, конечно, не может быть и речи о том, чтобы рок пришел в богослужения,
но он просил музыкантов написать новые молитвы для обращения к Богу вне
храма.
0. Андрей поведал молодым владимирцам, что важно
для каждого актуализировать ветхозаветное писание, найти то место в Библии,
где написано конкретно про тебя. А религиозное
пробивается сквозь светское везде, даже в "Гарри Поттере".
Например, в пятой книге Дамболдор изливает душу
Гарри. Этот прием многие священники испокон веков используют на исповеди,
чтобы разговорить неохотно кающихся.
Этот же прием применил сам выступавший, покаявшийся перед аудиторией,
что регулярно нарушает заповедь "Не суди...":
– У меня сезонные обострения: во время летней и зимней сессий в МГУ, когда
я принимаю экзамены.
Собравшиеся в зале сопроводили откровение одобрительным
смешком, но из ступора не вышли и в диалог с батюшкой не вступили. Дьякон
же продолжил лекцию о смычке мирского и церковного, посетовал, что Россия
– уникальная страна, отличившаяся еще в ломоносовские
времена разделением светского и духовного университетского образования.
– Для светских молодых людей – это плохо, да и для семинаристов тоже не
всегда хорошо. Кстати, у них есть такая песня: "Я люблю тебя, жизнь,
но не знаю, что это такое". Со мной приехал семинарист Алеша – ваш
ровесник, можете и ему вопросы задать.
Народ принял к сведению, с любопытством посмотрел на белокурого юношу
в рясе, но "разомкнуть уста" отважились немногие. Немногочисленные
вопросы были путаными, но искренними. Батюшка изо всех сил старался сделать
их интересными, но и у него не всегда это получалось. Семинарист Алеша
тоже не спас положение. От его "сентенций" веяло теми иллюзиями
и церковной косностью, помноженной на юношеский максимализм, которые так
"бичевал" о. Андрей Кураев.
После трехчасового общения с народом, дьякон-коммуникатор предложил познакомиться
с его творчеством, посмотреть и, возможно, приобрести его книги. Большинство
потянулись к выходу, некоторые задерживались у лотка с литературой, единицы
атаковали батюшку: вопросы, видимо, все-таки были. Умный человек, да еще
и представитель духовной профессии, умеющий понятным языком говорить о
важном – душе, жизни, Боге – в наших палестинах большая редкость...
Справка "Молвы":
Андрей Кураев, дьякон храма св. Иоанна Предтечи, что на Пресне. Профессор
Московской Духовной Академии; старший научный сотрудник кафедры философии
религии и религиоведения философского факультета МГУ.Родился в Москве 15 февраля 1963 г. В 16 лет поступил в
МГУ. В 1984 г.
окончил философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного
атеизма, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР; в 1985 г. перешел на работу в
Московскую Духовную Академию. В 1994
г. в Институте философии РАН защитил диссертацию
на соискание ученой степени кандидата философских наук. В 1995 г. защитил кандидатскую
диссертацию по богословию в Московской Духовной Академии. Член экспертно-консультационного
совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы
РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.
Евгения АРЕФЬЕВА
Газета "Молва" (Владимир)
20 мая 2006 г.
Обсудить
на форуме...
|